Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей,
обществом и государством. С младых ногтей японцы постоянно и
интенсивно учатся. Сначала - чтобы поступить в престижную
школу, затем - чтобы пройти по конкурсу в лучший университет,
после - чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую
корпорацию. Принятый в Японии принцип "пожизненного найма" дает
человеку право только на одну попытку занять достойное место
в обществе. Хорошее образование считается гарантией того, что
она окажется успешной.
Японские мамы просто помешаны на том, чтобы их дети получили
самое лучшее образование. В условиях, когда большинство японцев
находится на одном уровне благосостояния (72% жителей страны
причисляют себя к среднему классу и имеют примерно одинаковый
доход), образование детей - это единственное, в чем они могут
соперничать.
Столь серьезное внимание к образованию породило "дзюку" -
специальные вечерние школы подготовки в престижные учебные
заведения. Численность таких школ, аналоги которых появились
при японских монастырях еще в XVIII веке, превышает 100 тыс.
Маленькие "дзюку" порой состоят из 5-6 учеников, которые
собираются на дому у преподавателя, в больших бывает до 5
тыс. учеников. Занятия в них проходят с 16:50 до 20:50, с
понедельника по пятницу, а еженедельные контрольные обычно
назначают на воскресное утро. Ведущие страховые компании даже
предлагают специальные программы страхования от
Конкурс в самые престижные учебные заведения столь велик, что
газеты употребляют выражение "экзаменационный ад". Для
подготовки к вступительным экзаменам в "дзюку" устраивают так
называемые "церемонии мужества", в ходе которых ученики с
повязками на головах (на них пишется девиз школы) кричат изо
всех сил: "Я поступлю!"
Школы
Дети в возрасте от 6 до 15 лет обязаны посещать начальную
шестилетнюю школу, а затем трехлетнюю младшую среднюю школу.
Дети из малоимущих семей получают дотации на оплату школьных
завтраков, медицинского обслуживания и экскурсий. В каждом
районе посещения находится только одна школа данного уровня
обучения, поэтому ребенок обречен ходить только в нее.
Впрочем, родителям предоставлено право направлять своих детей в
частные платные заведения всех уровней обучения, однако в них
действуют довольно жесткие правила отбора.
В начальной школе изучают японский язык, обществоведение,
арифметику, естествознание, музыку, рисование и ремесла,
домашнее творчество, этику, занимаются физической культурой. В
частных школах этика частично или полностью может быть
заменена изучением религии. Есть также такой предмет, как
"специальная деятельность", включающий клубную работу, собрания,
спортивные мероприятия, экскурсии, церемонии и пр. Школьники
сами поочередно убирают классы и другие помещения в школе, а
в конце учебного семестра все выходят на генеральную уборку.
После окончания начальной школы ребенок обязан продолжить
обучение в младшей средней школе. Наряду с обязательными
предметами (родной язык, математика, обществоведение, этика,
естествознание, музыка, искусство, специальная деятельность,
физическое воспитание, техническое мастерство и домоводство),
учащиеся могут выбрать ряд предметов - иностранный язык,
сельское хозяйство или углубленный курс математики. Два года
назад в стране насчитывалось 11257 таких школ (из них 661 -
частные), в которых обучалось 4,5 млн. детей.
Следующая ступень на пути в вуз - старшие средние школы. В
1997 году в Японии насчитывалось 5.496 школ такого типа, в
которых обучались 4.371.360 человек. Эти учебные заведения
делятся на дневные (срок обучения - три года), а также
вечерние и заочные (здесь учатся на год дольше). Хотя
выпускники вечерних и заочных школ получают эквивалентные
документы об окончании, 95% учащихся предпочитают учиться в
школах дневного типа. По профилю обучения можно выделить
общие, академические, технические, естественно-научные,
коммерческие, искусств и пр. старшие средние школы. Около 70%
учащихся выбирают общий учебный план.
Прием в старшие средние школы осуществляется на основе
документа об окончании младшей средней школы (Chugakko) и
прохождения конкурса по результатам вступительных экзаменов. В
старшей средней школе в дополнение к обязательным
общеобразовательным предметам (японский язык, математика,
естествознание, обществоведение и др.) учащимся могут предложить
дисциплины по выбору, включая английский и другие иностранные
языки, а также технические и специальные дисциплины. В 12
классе школьники должны выбрать для себя один из профилей
обучения.
Согласно предписанию Министерства образования, науки и культуры
в средней школе последней ступени используется вузовская
система оценки знаний. Это означает, что каждый ученик должен
набрать не менее 80 зачетных единиц (кредитов) для получения
свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы
(Kotogakko). Например, по итогам изучения каждого из двух
курсов японского языка и современной японской литературы дается
по 4 кредита, за лексикологию японского языка и лекции по
классическому языку - по два кредита.
Учебный год в Японии начинается 1 апреля (это не шутка) и
заканчивается 31 марта следующего года. Он делится обычно на
триместры: апрель-июль, сентябрь-декабрь и январь-март. Каникулы
у школьников бывают летом, зимой (до и после Нового года) и
весной (после экзаменов). В сельских школах, как правило,
бывают фермерские сезонные каникулы за счет сокращения летних
каникул.
Колледжи
Японские колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим
средним специальным учебным заведениям. Они делятся на младшие,
технологические и колледжи специальной подготовки. Младшие
колледжи, которых насчитывается около 600, предлагают двухлетние
программы подготовки в области гуманитарных, естественных,
медицинских и технических наук. Их выпускники имеют право
продолжить образование в университете со второго или третьего
года обучения. Прием в младшие колледжи проводится на базе
полной средней школы. Претенденты сдают вступительные экзамены
и - все реже - "Тест достижений первой ступени".
Младшие колледжи на 90% частные и очень популярны среди
молодежи. Число желающих поступить в них ежегодно в три раза
превышает число мест. Около 60% колледжей предназначены только
для женщин. В них изучаются такие предметы, как домашние
финансы, литература, языки, образование, сохранение здоровья.
Поступить в технологические колледжи можно после окончания
неполной или полной средней школы. В первом случае срок
обучения составляет 5 лет, во втором - два года. В колледжах
этого типа изучают электронику, строительство, машиностроение и
другие дисциплины. В Японии около 60 технологических колледжей,
в которых обучается около 55 тыс. студентов.
Колледжи специальной подготовки предлагают годичные
профессиональные курсы бухгалтеров, машинисток, дизайнеров,
программистов, автомехаников, портных, поваров и др. Число
таких учебных заведений, большинство из которых частные,
достигает 3,5 тысяч. Правда, их выпускники не имеют права
продолжать обучение в вузе, младшем или техническом колледже.
Вузы
В Японии около 600 университетов, включая 425 частных. Общая
численность студентов превышает 2,5 млн. человек. Самыми
престижными государственными университетами являются Токийский
(основан в 1877 году, имеет 11 факультетов), университет Киото
(1897 год, 10 факультетов) и университет в Осаке (1931 год,
10 факультетов). За ними в рейтинге следуют университеты
Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны университеты
Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в
Осаке. Кроме них есть значительное количество "карликовых"
высших учебных заведений, насчитывающих 200-300 студентов на
1-2 факультетах.
Поступить в государственные университеты можно, только закончив
полную среднюю школу. Прием проводится в два этапа. На первом
этапе абитуриенты централизованно сдают "Общий тест достижений
первой ступени", который проводится Национальным центром по
приему в университеты. Те, кто успешно выдержал тестирование,
допускаются к вступительным экзаменам, проводимым уже
непосредственно в университетах. Получившие высшие оценки по
тестам допускаются к сдаче экзаменов в самые престижные
университеты страны.
Следует подчеркнуть, что частные университеты проводят
вступительные экзамены самостоятельно. Лучшие частные
университеты имеют в своей структуре начальные, младшие и
старшие средние школы и даже детские сады. И если абитуриент
успешно прошел весь путь от детского сада до старшей школы в
системе данного университета, он зачисляется в него без
экзаменов.
Характерной особенностью организации учебного процесса в
японских университетах является четкое деление на общенаучные и
специальные дисциплины. Первые два года все студенты получают
общеобразовательную подготовку, изучая общенаучные дисциплины -
историю, философию, литературу, обществоведение, иностранные
языки, а также слушая спецкурсы по своей будущей
специальности. За первый двухгодичный период студенты получают
возможность глубже вникнуть в суть избранной специальности, а
преподаватели - убедиться в правильности выбора студента,
определить его научный потенциал. Теоретически по окончании
общенаучного цикла студент может поменять специализацию и даже
факультет. В реальности, однако, такие случаи крайне редки и
имеют место только в рамках одного факультета, а инициатором
выступает администрация, а не студент. В последние два года
студенты изучают избранную ими специальность.
Сроки обучения во всех университетах стандартизированы. Базовый
курс высшего образования составляет 4 года по всем основным
направлениям обучения и специальностям. Медики, стоматологи и
ветеринары учатся на два года дольше. По окончании базового
курса присуждается степень бакалавра - Gakushi. Формально
студент имеет право числиться в вузе 8 лет, то есть
отчисление нерадивых студентов практически исключается.
За редким исключением перевод из одного университета в другой
не практикуется. Но отдельные университеты осуществляют прием
иностранных студентов на второй или третий курс, при этом
проводятся специальные экзамены по переводу иностранцев
(transfer examination).
Выпускники вузов, проявившие способности к исследовательской
работе, могут продолжить обучение на степень магистра (Shushi).
Оно длится два года. Степень доктора философии (Hakushi)
требует уже трех лет обучения для тех, кто имеет степень
магистра, и не менее 5 лет для бакалавров.
Большинство университетов организуют учебный процесс по
семестровой системе. В университетах принята система зачетных
единиц, которыми оценивается объем изучаемого курса, исходя из
количества часов, затрачиваемых еженедельно в течение семестра
на работу в аудитории или лаборатории. Количество зачетных
единиц, которые нужно набрать для получения степени бакалавра,
колеблется от 124 до 150.
Программа на степень магистра предусматривает углубленную
научную и профессиональную специализацию. После двухлетнего
обучения по программе, оценивающейся в 30 зачетных единиц,
сдачи выпускных экзаменов и защиты тезисов (диссертации)
выпускнику аспирантуры присуждается степень магистра. Трехлетние
докторские программы включают учебный курс в объеме 50
зачетных единиц, выпускной экзамен и защиту диссертации на
основе индивидуально проведенных исследований.
Кроме студентов, аспирантов и докторантов, в японских вузах
есть вольнослушатели, переводные студенты, студенты-исследователи
и коллегиальные исследователи. Вольнослушатели зачисляются на
базовый курс или в аспирантуру для изучения одного или ряда
курсов. Переводные студенты из японских или зарубежных вузов
зачисляются для посещения одной или более лекций либо для
получения научного руководства в аспирантуре или докторантуре
(с учетом полученных ранее зачетных единиц).
Студенты-исследователи (Kenkyu-sei) поступают в аспирантуру на
год и более для изучения какой-либо научной темы под
руководством профессора данного университета, однако
академические степени им не присуждаются. Наконец,
коллегиальными исследователями называют преподавателей, учителей,
научных работников и прочих специалистов, изъявивших желание
проводить исследовательские работы под руководством профессора
данного университета.
Система повышения квалификации
Выпускники высших учебных заведений продолжают обучение в
корпорациях, принявших их на работу. Система "пожизненного
найма" предусматривает, что человек работает в одной компании
до 55-60 лет. При отборе претендентов учитывается рейтинг
выпустившего их вуза, а также результаты, показанные на
тестировании, включающем вопросы на определение степени общей
подготовки и культуры, усвоение гуманитарных и технических
знаний. Лучшие претенденты проходят собеседование, в ходе
которого оцениваются их личностные качества (коммуникабельность,
готовность к компромиссам, честолюбие, обязательность, умение
войти в систему уже выстроенных отношений и т.д.).
Прием на работу производится один раз в году, в апреле.
Сразу после этого новые сотрудники проходят обязательный
краткий курс обучения, длительностью 1-4 недели. В его рамках
они знакомятся с компанией, ее производственным профилем,
организационной структурой, историей развития, традициями,
концепцией.
После вводного курса для них наступает период ученичества,
который варьируется по продолжительности от двух месяцев до
года. Процесс обучения состоит в основном из практикумов,
проводимых в различных подразделениях фирмы, курсов лекций и
семинаров по системе организации производства, труда, сбыта, по
специфике трудовой деятельности будущих управленцев. Соотношение
практических и теоретических занятий почти всегда складывается
в пользу первых (от 6:4 до 9:1).
В японских фирмах принята постоянная ротация кадров. После
того как работник достаточно освоился с одной специальностью,
он переводится на другое рабочее место, где процесс
практического обучения начинается вновь. Периодическая смена
рабочих мест в течение трудовой деятельности сотрудника (обычно
3-4 раза) считается лучшим способом повышения квалификации
кадров. Благодаря ротации формируются "руководители широкого
профиля", хорошо знающие особенности деятельности многих
подразделений компании.
Кроме того, менеджеры проходят и дополнительное академическое
обучение. Им читают курсы по управлению производством, его
обслуживанию, сбыту продукции, финансовой деятельности,
управлению кадрами и международной торговле.
Иностранные студенты
Япония в силу закрытости своего общества и сложности языка
никогда не входила в число мировых лидеров по привлечению
иностранных студентов. Однако политика интернационализации
высшего образования, которая проводится в Японии с 1983 года,
приносит свои плоды.
В основном японские вузы привлекают молодежь из соседних
азиатских стран. Среди иностранных студентов лидируют граждане
Китая, Тайваня и Кореи. Однако приобщиться к великой японской
культуре и постичь нюансы национальной системы управления
приезжают и люди из развитых стран Запада. Например, число
американских студентов оценивается примерно в тысячу человек.
Привлекаются преподаватели, исследователи и специалисты из
зарубежных стран. Например, более 10 лет назад был принят
закон, позволяющий иностранным специалистам занимать штатные
должности в японских высших учебных заведениях. В помощь тем
иностранным абитуриентам, кто плохо знает японский язык,
организован годичный курс языкового обучения в Международном
студенческом институте города Осака. Действуют консультации для
иностранных учащихся. С 1987 года функционирует программа
обмена преподавателями JET (Japan Exchange Teaching Program), в
рамках которой около тысячи преподавателей английского языка
приезжают каждый год в Японию.
Прием иностранных студентов осуществляется на тех же
основаниях, что и набор японских абитуриентов. Претендент
должен предъявить документ о том, что он проучился 12 лет в
своей стране. Применительно к России это означает, что он
должен окончить школу (11 лет), затем отучиться в колледже,
институте или на подготовительных курсах, включая Школу
японского языка в International Students Institute или Kansai
International Students Institute. Претендент должен быть не
моложе 18 лет. К обучению допускаются и те, кто сдал
экзамены по программам International Baccalaureate, Abitur и
пр.
Иностранные студенты обязаны сдать общеобразовательный экзамен.
Например, его вариант для гуманитариев включает проверку по
математике, всемирной истории, английскому. Вариант для
естественно-научных специальностей содержит вопросы по
математике, физике, химии, биологии и английскому языку.
Однако самое важное - это тест по японскому языку, который
проводит Ассоциация международного образования в 31 стране
мира. Он включает три блока: проверку знания иероглифов и
лексики; восприятие на слух, чтение и проверку знаний в
области грамматики. Этот экзамен проводится по четырем уровням
сложности. Первый уровень предполагает изучение японского языка
в течение 900 час. И знание 2000 иероглифов, второй - 600
часов и 1000 иероглифов, третий - 300 часов, 300 иероглифов,
четвертый - 150 часов, 100 иероглифов. В России первый раз
такой тест проводился в декабре 1998 года в Институте стран
Азии и Африки при МГУ.
Официальный документ об успешно сданном экзамене первого уровня
является достаточным основанием для поступления в любой вуз
Японии (даже на магистерскую степень). Для отдельных вузов
достаточно сдать и экзамен второго уровня. Наличие документа о
сданном экзамене третьего уровня позволяет поступать на работу
в японские фирмы.
Плата за обучение в японских вузах для иностранных студентов
варьируется от 380 тыс. иен в год и выше в государственных
вузах до 900 тыс. иен в частных вузах ($1 равен 122 иенам).
Дороже всего стоит обучение по экономике, медицине, филологии,
педагогике. Расходы на проживание составляют примерно 9-12 тыс.
иен в год в зависимости от города, в котором расположен вуз.
80% иностранцев учатся в Японии за свой счет. Остальным
выплачиваются различные виды стипендий. Они могут претендовать
на правительственную стипендию (Japanese Government Scholarship),
стипендию Японской ассоциации международного образования,
стипендии в рамках программы "Международного взаимопонимания",
стипендии Министерства образования в рамках программ стажировок
и др. Можно получить и стипендии частных фондов - например,
фонда Такаку, который в конце 80-х основал фабрикант Такаку
Тайкен. Стипендии для студентов-иностранцев составляют около
30-40 тыс. иен ежемесячно. Аспиранты могут рассчитывать на
90-100 тыс. иен в месяц.
Японский язык считается одним из самых сложных в мире.
Однако, не изучив его, вы не сможете ни понять обычаи и
культуру Японии, ни проникнуть в суть менеджмента
по-японски, ни учиться в японских университетах. Существует
возможность выучить японский язык непосредственно в Японии.
Школы International Study Institute ( ISI ) Japan расположены в трех известнейших городах Японии: Токио, Джифу (Чукио) и Уеда (Нагано).