Главная страница           Поиск по сайту
Файловый обменник       Онлайн игры
Интересное чтиво +        Музыка
IT-Новости                     Фото-свалка
Форум
Доска объявлений
Полезные сайты
Универсальный поиск

Гость

21:11:23

Мы рады вас видеть.
Пожалуйста
зарегистрируйтесь
или авторизуйтесь!

На сайте:
Пользователей: 9192
Коментариев: 216
Форум: 743/1989
Фото: 257
Файлов: 193
Статей: 187
Сайтов: 80











    Наш баннер:

    Друзья, поддержите
    наш проект!
    Разместите
    у себя кнопку ;)

    nnov.3dn.ru Интернет-свалка Н.Н.


      --------------

      Себестоимость сайта:
      $
      тИЦ:30 PR:3
      Обменяться баннером


      Нам важно ваше мнение
         
      Чем наполнять сайт?

          
       
      Всего ответов: 2394








    Онлайн всего: 26
    Гостей: 26
    Пользователей: 0

Добавить свою рекламу на сайт



    Главная » Статьи » Разное [ Добавить статью ]
Образование  в  Японии  -  это  культ,  поддерживаемый  семьей,  обществом  и  государством.  С  младых  ногтей  японцы  постоянно  и  интенсивно  учатся.  Сначала  -  чтобы  поступить  в  престижную  школу,  затем  -  чтобы  пройти  по  конкурсу  в  лучший  университет,  после  -  чтобы  попасть  на  работу  в  уважаемую  и  процветающую  корпорацию.  Принятый  в  Японии  принцип  "пожизненного  найма"  дает  человеку  право  только  на  одну  попытку  занять  достойное  место  в  обществе.  Хорошее  образование  считается  гарантией  того,  что  она  окажется  успешной. 

Японские  мамы  просто  помешаны  на  том,  чтобы  их  дети  получили  самое  лучшее  образование.  В  условиях,  когда  большинство  японцев  находится  на  одном  уровне  благосостояния  (72%  жителей  страны  причисляют  себя  к  среднему  классу  и  имеют  примерно  одинаковый  доход),  образование  детей  -  это  единственное,  в  чем  они  могут  соперничать. 

Столь  серьезное  внимание  к  образованию  породило  "дзюку"  -  специальные  вечерние  школы  подготовки  в  престижные  учебные  заведения.  Численность  таких  школ,  аналоги  которых  появились  при  японских  монастырях  еще  в  XVIII  веке,  превышает  100  тыс.  Маленькие  "дзюку"  порой  состоят  из  5-6  учеников,  которые  собираются  на  дому  у  преподавателя,  в  больших  бывает  до  5  тыс.  учеников.  Занятия  в  них  проходят  с  16:50  до  20:50,  с  понедельника  по  пятницу,  а  еженедельные  контрольные  обычно  назначают  на  воскресное  утро.  Ведущие  страховые  компании  даже  предлагают  специальные  программы  страхования  от 

Конкурс  в  самые  престижные  учебные  заведения  столь  велик,  что  газеты  употребляют  выражение  "экзаменационный  ад".  Для  подготовки  к  вступительным  экзаменам  в  "дзюку"  устраивают  так  называемые  "церемонии  мужества",  в  ходе  которых  ученики  с  повязками  на  головах  (на  них  пишется  девиз  школы)  кричат  изо  всех  сил:  "Я  поступлю!" 

Школы

Дети  в  возрасте  от  6  до  15  лет  обязаны  посещать  начальную  шестилетнюю  школу,  а  затем  трехлетнюю  младшую  среднюю  школу.  Дети  из  малоимущих  семей  получают  дотации  на  оплату  школьных  завтраков,  медицинского  обслуживания  и  экскурсий.  В  каждом  районе  посещения  находится  только  одна  школа  данного  уровня  обучения,  поэтому  ребенок  обречен  ходить  только  в  нее.  Впрочем,  родителям  предоставлено  право  направлять  своих  детей  в  частные  платные  заведения  всех  уровней  обучения,  однако  в  них  действуют  довольно  жесткие  правила  отбора. 

В  начальной  школе  изучают  японский  язык,  обществоведение,  арифметику,  естествознание,  музыку,  рисование  и  ремесла,  домашнее  творчество,  этику,  занимаются  физической  культурой.  В  частных  школах  этика  частично  или  полностью  может  быть  заменена  изучением  религии.  Есть  также  такой  предмет,  как  "специальная  деятельность",  включающий  клубную  работу,  собрания,  спортивные  мероприятия,  экскурсии,  церемонии  и  пр.  Школьники  сами  поочередно  убирают  классы  и  другие  помещения  в  школе,  а  в  конце  учебного  семестра  все  выходят  на  генеральную  уборку. 

После  окончания  начальной  школы  ребенок  обязан  продолжить  обучение  в  младшей  средней  школе.  Наряду  с  обязательными  предметами  (родной  язык,  математика,  обществоведение,  этика,  естествознание,  музыка,  искусство,  специальная  деятельность,  физическое  воспитание,  техническое  мастерство  и  домоводство),  учащиеся  могут  выбрать  ряд  предметов  -  иностранный  язык,  сельское  хозяйство  или  углубленный  курс  математики.  Два  года  назад  в  стране  насчитывалось  11257  таких  школ  (из  них  661  -  частные),  в  которых  обучалось  4,5  млн.  детей. 

Следующая  ступень  на  пути  в  вуз  -  старшие  средние  школы.  В  1997  году  в  Японии  насчитывалось  5.496  школ  такого  типа,  в  которых  обучались  4.371.360  человек.  Эти  учебные  заведения  делятся  на  дневные  (срок  обучения  -  три  года),  а  также  вечерние  и  заочные  (здесь  учатся  на  год  дольше).  Хотя  выпускники  вечерних  и  заочных  школ  получают  эквивалентные  документы  об  окончании,  95%  учащихся  предпочитают  учиться  в  школах  дневного  типа.  По  профилю  обучения  можно  выделить  общие,  академические,  технические,  естественно-научные,  коммерческие,  искусств  и  пр.  старшие  средние  школы.  Около  70%  учащихся  выбирают  общий  учебный  план. 

Прием  в  старшие  средние  школы  осуществляется  на  основе  документа  об  окончании  младшей  средней  школы  (Chugakko)  и  прохождения  конкурса  по  результатам  вступительных  экзаменов.  В  старшей  средней  школе  в  дополнение  к  обязательным  общеобразовательным  предметам  (японский  язык,  математика,  естествознание,  обществоведение  и  др.)  учащимся  могут  предложить  дисциплины  по  выбору,  включая  английский  и  другие  иностранные  языки,  а  также  технические  и  специальные  дисциплины.  В  12  классе  школьники  должны  выбрать  для  себя  один  из  профилей  обучения. 

Согласно  предписанию  Министерства  образования,  науки  и  культуры  в  средней  школе  последней  ступени  используется  вузовская  система  оценки  знаний.  Это  означает,  что  каждый  ученик  должен  набрать  не  менее  80  зачетных  единиц  (кредитов)  для  получения  свидетельства  об  окончании  полной  12-летней  средней  школы  (Kotogakko).  Например,  по  итогам  изучения  каждого  из  двух  курсов  японского  языка  и  современной  японской  литературы  дается  по  4  кредита,  за  лексикологию  японского  языка  и  лекции  по  классическому  языку  -  по  два  кредита. 

Учебный  год  в  Японии  начинается  1  апреля  (это  не  шутка)  и  заканчивается  31  марта  следующего  года.  Он  делится  обычно  на  триместры:  апрель-июль,  сентябрь-декабрь  и  январь-март.  Каникулы  у  школьников  бывают  летом,  зимой  (до  и  после  Нового  года)  и  весной  (после  экзаменов).  В  сельских  школах,  как  правило,  бывают  фермерские  сезонные  каникулы  за  счет  сокращения  летних  каникул. 

Колледжи

Японские  колледжи  по  статусу  могут  быть  приравнены  к  нашим  средним  специальным  учебным  заведениям.  Они  делятся  на  младшие,  технологические  и  колледжи  специальной  подготовки.  Младшие  колледжи,  которых  насчитывается  около  600,  предлагают  двухлетние  программы  подготовки  в  области  гуманитарных,  естественных,  медицинских  и  технических  наук.  Их  выпускники  имеют  право  продолжить  образование  в  университете  со  второго  или  третьего  года  обучения.  Прием  в  младшие  колледжи  проводится  на  базе  полной  средней  школы.  Претенденты  сдают  вступительные  экзамены  и  -  все  реже  -  "Тест  достижений  первой  ступени". 

Младшие  колледжи  на  90%  частные  и  очень  популярны  среди  молодежи.  Число  желающих  поступить  в  них  ежегодно  в  три  раза  превышает  число  мест.  Около  60%  колледжей  предназначены  только  для  женщин.  В  них  изучаются  такие  предметы,  как  домашние  финансы,  литература,  языки,  образование,  сохранение  здоровья. 

Поступить  в  технологические  колледжи  можно  после  окончания  неполной  или  полной  средней  школы.  В  первом  случае  срок  обучения  составляет  5  лет,  во  втором  -  два  года.  В  колледжах  этого  типа  изучают  электронику,  строительство,  машиностроение  и  другие  дисциплины.  В  Японии  около  60  технологических  колледжей,  в  которых  обучается  около  55  тыс.  студентов. 

Колледжи  специальной  подготовки  предлагают  годичные  профессиональные  курсы  бухгалтеров,  машинисток,  дизайнеров,  программистов,  автомехаников,  портных,  поваров  и  др.  Число  таких  учебных  заведений,  большинство  из  которых  частные,  достигает  3,5  тысяч.  Правда,  их  выпускники  не  имеют  права  продолжать  обучение  в  вузе,  младшем  или  техническом  колледже. 

Вузы

В  Японии  около  600  университетов,  включая  425  частных.  Общая  численность  студентов  превышает  2,5  млн.  человек.  Самыми  престижными  государственными  университетами  являются  Токийский  (основан  в  1877  году,  имеет  11  факультетов),  университет  Киото  (1897  год,  10  факультетов)  и  университет  в  Осаке  (1931  год,  10  факультетов).  За  ними  в  рейтинге  следуют  университеты  Хоккайдо  и  Тохоку.  Из  частных  наиболее  известны  университеты  Тюо,  Нихон,  Васэда,  Мэйдзи,  Токай  и  Кансайский  университет  в  Осаке.  Кроме  них  есть  значительное  количество  "карликовых"  высших  учебных  заведений,  насчитывающих  200-300  студентов  на  1-2  факультетах. 

Поступить  в  государственные  университеты  можно,  только  закончив  полную  среднюю  школу.  Прием  проводится  в  два  этапа.  На  первом  этапе  абитуриенты  централизованно  сдают  "Общий  тест  достижений  первой  ступени",  который  проводится  Национальным  центром  по  приему  в  университеты.  Те,  кто  успешно  выдержал  тестирование,  допускаются  к  вступительным  экзаменам,  проводимым  уже  непосредственно  в  университетах.  Получившие  высшие  оценки  по  тестам  допускаются  к  сдаче  экзаменов  в  самые  престижные  университеты  страны. 

Следует  подчеркнуть,  что  частные  университеты  проводят  вступительные  экзамены  самостоятельно.  Лучшие  частные  университеты  имеют  в  своей  структуре  начальные,  младшие  и  старшие  средние  школы  и  даже  детские  сады.  И  если  абитуриент  успешно  прошел  весь  путь  от  детского  сада  до  старшей  школы  в  системе  данного  университета,  он  зачисляется  в  него  без  экзаменов. 

Характерной  особенностью  организации  учебного  процесса  в  японских  университетах  является  четкое  деление  на  общенаучные  и  специальные  дисциплины.  Первые  два  года  все  студенты  получают  общеобразовательную  подготовку,  изучая  общенаучные  дисциплины  -  историю,  философию,  литературу,  обществоведение,  иностранные  языки,  а  также  слушая  спецкурсы  по  своей  будущей  специальности.  За  первый  двухгодичный  период  студенты  получают  возможность  глубже  вникнуть  в  суть  избранной  специальности,  а  преподаватели  -  убедиться  в  правильности  выбора  студента,  определить  его  научный  потенциал.  Теоретически  по  окончании  общенаучного  цикла  студент  может  поменять  специализацию  и  даже  факультет.  В  реальности,  однако,  такие  случаи  крайне  редки  и  имеют  место  только  в  рамках  одного  факультета,  а  инициатором  выступает  администрация,  а  не  студент.  В  последние  два  года  студенты  изучают  избранную  ими  специальность. 

Сроки  обучения  во  всех  университетах  стандартизированы.  Базовый  курс  высшего  образования  составляет  4  года  по  всем  основным  направлениям  обучения  и  специальностям.  Медики,  стоматологи  и  ветеринары  учатся  на  два  года  дольше.  По  окончании  базового  курса  присуждается  степень  бакалавра  -  Gakushi.  Формально  студент  имеет  право  числиться  в  вузе  8  лет,  то  есть  отчисление  нерадивых  студентов  практически  исключается. 

За  редким  исключением  перевод  из  одного  университета  в  другой  не  практикуется.  Но  отдельные  университеты  осуществляют  прием  иностранных  студентов  на  второй  или  третий  курс,  при  этом  проводятся  специальные  экзамены  по  переводу  иностранцев  (transfer  examination). 

Выпускники  вузов,  проявившие  способности  к  исследовательской  работе,  могут  продолжить  обучение  на  степень  магистра  (Shushi).  Оно  длится  два  года.  Степень  доктора  философии  (Hakushi)  требует  уже  трех  лет  обучения  для  тех,  кто  имеет  степень  магистра,  и  не  менее  5  лет  для  бакалавров. 

Большинство  университетов  организуют  учебный  процесс  по  семестровой  системе.  В  университетах  принята  система  зачетных  единиц,  которыми  оценивается  объем  изучаемого  курса,  исходя  из  количества  часов,  затрачиваемых  еженедельно  в  течение  семестра  на  работу  в  аудитории  или  лаборатории.  Количество  зачетных  единиц,  которые  нужно  набрать  для  получения  степени  бакалавра,  колеблется  от  124  до  150. 

Программа  на  степень  магистра  предусматривает  углубленную  научную  и  профессиональную  специализацию.  После  двухлетнего  обучения  по  программе,  оценивающейся  в  30  зачетных  единиц,  сдачи  выпускных  экзаменов  и  защиты  тезисов  (диссертации)  выпускнику  аспирантуры  присуждается  степень  магистра.  Трехлетние  докторские  программы  включают  учебный  курс  в  объеме  50  зачетных  единиц,  выпускной  экзамен  и  защиту  диссертации  на  основе  индивидуально  проведенных  исследований. 

Кроме  студентов,  аспирантов  и  докторантов,  в  японских  вузах  есть  вольнослушатели,  переводные  студенты,  студенты-исследователи  и  коллегиальные  исследователи.  Вольнослушатели  зачисляются  на  базовый  курс  или  в  аспирантуру  для  изучения  одного  или  ряда  курсов.  Переводные  студенты  из  японских  или  зарубежных  вузов  зачисляются  для  посещения  одной  или  более  лекций  либо  для  получения  научного  руководства  в  аспирантуре  или  докторантуре  (с  учетом  полученных  ранее  зачетных  единиц).  Студенты-исследователи  (Kenkyu-sei)  поступают  в  аспирантуру  на  год  и  более  для  изучения  какой-либо  научной  темы  под  руководством  профессора  данного  университета,  однако  академические  степени  им  не  присуждаются.  Наконец,  коллегиальными  исследователями  называют  преподавателей,  учителей,  научных  работников  и  прочих  специалистов,  изъявивших  желание  проводить  исследовательские  работы  под  руководством  профессора  данного  университета. 

Система  повышения  квалификации

Выпускники  высших  учебных  заведений  продолжают  обучение  в  корпорациях,  принявших  их  на  работу.  Система  "пожизненного  найма"  предусматривает,  что  человек  работает  в  одной  компании  до  55-60  лет.  При  отборе  претендентов  учитывается  рейтинг  выпустившего  их  вуза,  а  также  результаты,  показанные  на  тестировании,  включающем  вопросы  на  определение  степени  общей  подготовки  и  культуры,  усвоение  гуманитарных  и  технических  знаний.  Лучшие  претенденты  проходят  собеседование,  в  ходе  которого  оцениваются  их  личностные  качества  (коммуникабельность,  готовность  к  компромиссам,  честолюбие,  обязательность,  умение  войти  в  систему  уже  выстроенных  отношений  и  т.д.). 

Прием  на  работу  производится  один  раз  в  году,  в  апреле.  Сразу  после  этого  новые  сотрудники  проходят  обязательный  краткий  курс  обучения,  длительностью  1-4  недели.  В  его  рамках  они  знакомятся  с  компанией,  ее  производственным  профилем,  организационной  структурой,  историей  развития,  традициями,  концепцией. 

После  вводного  курса  для  них  наступает  период  ученичества,  который  варьируется  по  продолжительности  от  двух  месяцев  до  года.  Процесс  обучения  состоит  в  основном  из  практикумов,  проводимых  в  различных  подразделениях  фирмы,  курсов  лекций  и  семинаров  по  системе  организации  производства,  труда,  сбыта,  по  специфике  трудовой  деятельности  будущих  управленцев.  Соотношение  практических  и  теоретических  занятий  почти  всегда  складывается  в  пользу  первых  (от  6:4  до  9:1). 

В  японских  фирмах  принята  постоянная  ротация  кадров.  После  того  как  работник  достаточно  освоился  с  одной  специальностью,  он  переводится  на  другое  рабочее  место,  где  процесс  практического  обучения  начинается  вновь.  Периодическая  смена  рабочих  мест  в  течение  трудовой  деятельности  сотрудника  (обычно  3-4  раза)  считается  лучшим  способом  повышения  квалификации  кадров.  Благодаря  ротации  формируются  "руководители  широкого  профиля",  хорошо  знающие  особенности  деятельности  многих  подразделений  компании. 

Кроме  того,  менеджеры  проходят  и  дополнительное  академическое  обучение.  Им  читают  курсы  по  управлению  производством,  его  обслуживанию,  сбыту  продукции,  финансовой  деятельности,  управлению  кадрами  и  международной  торговле. 

Иностранные  студенты



Япония  в  силу  закрытости  своего  общества  и  сложности  языка  никогда  не  входила  в  число  мировых  лидеров  по  привлечению  иностранных  студентов.  Однако  политика  интернационализации  высшего  образования,  которая  проводится  в  Японии  с  1983  года,  приносит  свои  плоды. 

В  основном  японские  вузы  привлекают  молодежь  из  соседних  азиатских  стран.  Среди  иностранных  студентов  лидируют  граждане  Китая,  Тайваня  и  Кореи.  Однако  приобщиться  к  великой  японской  культуре  и  постичь  нюансы  национальной  системы  управления  приезжают  и  люди  из  развитых  стран  Запада.  Например,  число  американских  студентов  оценивается  примерно  в  тысячу  человек. 

Привлекаются  преподаватели,  исследователи  и  специалисты  из  зарубежных  стран.  Например,  более  10  лет  назад  был  принят  закон,  позволяющий  иностранным  специалистам  занимать  штатные  должности  в  японских  высших  учебных  заведениях.  В  помощь  тем  иностранным  абитуриентам,  кто  плохо  знает  японский  язык,  организован  годичный  курс  языкового  обучения  в  Международном  студенческом  институте  города  Осака.  Действуют  консультации  для  иностранных  учащихся.  С  1987  года  функционирует  программа  обмена  преподавателями  JET  (Japan  Exchange  Teaching  Program),  в  рамках  которой  около  тысячи  преподавателей  английского  языка  приезжают  каждый  год  в  Японию. 


Прием  иностранных  студентов  осуществляется  на  тех  же  основаниях,  что  и  набор  японских  абитуриентов.  Претендент  должен  предъявить  документ  о  том,  что  он  проучился  12  лет  в  своей  стране.  Применительно  к  России  это  означает,  что  он  должен  окончить  школу  (11  лет),  затем  отучиться  в  колледже,  институте  или  на  подготовительных  курсах,  включая  Школу  японского  языка  в  International  Students  Institute  или  Kansai  International  Students  Institute.  Претендент  должен  быть  не  моложе  18  лет.  К  обучению  допускаются  и  те,  кто  сдал  экзамены  по  программам  International  Baccalaureate,  Abitur  и  пр. 

Иностранные  студенты  обязаны  сдать  общеобразовательный  экзамен.  Например,  его  вариант  для  гуманитариев  включает  проверку  по  математике,  всемирной  истории,  английскому.  Вариант  для  естественно-научных  специальностей  содержит  вопросы  по  математике,  физике,  химии,  биологии  и  английскому  языку. 

Однако  самое  важное  -  это  тест  по  японскому  языку,  который  проводит  Ассоциация  международного  образования  в  31  стране  мира.  Он  включает  три  блока:  проверку  знания  иероглифов  и  лексики;  восприятие  на  слух,  чтение  и  проверку  знаний  в  области  грамматики.  Этот  экзамен  проводится  по  четырем  уровням  сложности.  Первый  уровень  предполагает  изучение  японского  языка  в  течение  900  час.  И  знание  2000  иероглифов,  второй  -  600  часов  и  1000  иероглифов,  третий  -  300  часов,  300  иероглифов,  четвертый  -  150  часов,  100  иероглифов.  В  России  первый  раз  такой  тест  проводился  в  декабре  1998  года  в  Институте  стран  Азии  и  Африки  при  МГУ. 

Официальный  документ  об  успешно  сданном  экзамене  первого  уровня  является  достаточным  основанием  для  поступления  в  любой  вуз  Японии  (даже  на  магистерскую  степень).  Для  отдельных  вузов  достаточно  сдать  и  экзамен  второго  уровня.  Наличие  документа  о  сданном  экзамене  третьего  уровня  позволяет  поступать  на  работу  в  японские  фирмы. 

Плата  за  обучение  в  японских  вузах  для  иностранных  студентов  варьируется  от  380  тыс.  иен  в  год  и  выше  в  государственных  вузах  до  900  тыс.  иен  в  частных  вузах  ($1  равен  122  иенам).  Дороже  всего  стоит  обучение  по  экономике,  медицине,  филологии,  педагогике.  Расходы  на  проживание  составляют  примерно  9-12  тыс.  иен  в  год  в  зависимости  от  города,  в  котором  расположен  вуз. 

80%  иностранцев  учатся  в  Японии  за  свой  счет.  Остальным  выплачиваются  различные  виды  стипендий.  Они  могут  претендовать  на  правительственную  стипендию  (Japanese  Government  Scholarship),  стипендию  Японской  ассоциации  международного  образования,  стипендии  в  рамках  программы  "Международного  взаимопонимания",  стипендии  Министерства  образования  в  рамках  программ  стажировок  и  др.  Можно  получить  и  стипендии  частных  фондов  -  например,  фонда  Такаку,  который  в  конце  80-х  основал  фабрикант  Такаку  Тайкен.  Стипендии  для  студентов-иностранцев  составляют  около  30-40  тыс.  иен  ежемесячно.  Аспиранты  могут  рассчитывать  на  90-100  тыс.  иен  в  месяц. 

Японский  язык  считается  одним  из  самых  сложных  в  мире.  Однако,  не  изучив  его,  вы  не  сможете  ни  понять  обычаи  и  культуру  Японии,  ни      проникнуть  в  суть  менеджмента  по-японски,  ни  учиться  в  японских  университетах.  Существует  возможность  выучить  японский  язык  непосредственно  в  Японии.  Школы  International  Study  Institute  (  ISI  )      Japan  расположены  в  трех  известнейших  городах  Японии:  Токио,  Джифу  (Чукио)  и  Уеда  (Нагано).

Источник: http://www.mifp.ru/pedagogika/io/2/Jap.htm
Категория: Разное | Добавил: admin0 (03.02.2009)
Просмотров: 768 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]




Добавить свою рекламу на сайт
ххх
Рейтинг@Mail.ru Используются технологии uCoz