Зима приносит стужу - приходится мерзнуть; лето возвращает тепло - приходится
страдать от жары; неустойчивость погоды грозит здоровью - приходится хворать.
Где-нибудь встретится нам зверь, где-нибудь - человек опасней любого зверя.
Одно отнимет вода, другое - огонь. Изменить такой порядок вещей мы не в силах
- зато в силах обрести величине духа, и стойко переносить все превратности случая.
Кто не умеет владеть собой, осужден скоро подпасть под власть других.
Жизнь - как пьеса: не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна
Как много людей упражняют тело и как мало - душу.
Что толку править конем и удерживать его бег уздою, покуда тебя самого несут
необузданные страсти? Что толку побеждать в борьбе и в кулачном бою, когда
тебя самого побеждает гнев?
Благо не сама жизнь, а жизнь достойная.
В действительной жизни злые не наказываются, добрые не вознаграждаются; успех
дается сильным, неудача - удел слабых.
Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. Оно требует
готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному.
Молодые люди должны настойчиво трудиться и воспитывать в себе смелость.
Этого можно достичь, если стремиться к смелости всей душой. Когда твой
меч сломан, ты одолеешь противника голыми руками. Если твои руки отрублены,
ты прижмешь его к земле плечами. Если твои плечи тоже отрублены, ты зубами
прогрызешь шею десяти или пятнадцати врагам. Вот что такое смелость.
Мы же порицаем(презираем) предающихся обжорству и похоти и презираем тех, кто
из боязни боли ни на что не отваживаются и теряют мужество.
Услышав просьбу о помощи, он воскликнул, что Парменион, наверное, не в своем
уме, если в расстройстве и волнении забыл, что победителям достанется все
имущество врагов, а побежденным следует заботиться не об имуществе и рабах,
а о том, чтобы, храбро сражаясь, со славой принять смерть.
Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд
Александр стремился дерзостью одолеть судьбу, а силу - мужеством, ибо он
считал, что для смелых нет никакой преграды, а для трусов - никакой опоры.
А когда его отец Филипп в области трибаллов был ранен копьем в бедро и, хотя
опасность для жизни миновала, тяготился оставшейся хромотой. Александр сказал
ему: "Не унывай, отец, и выступай бодро, получая на каждом шагу напоминание о
твоей доблести".
...Типу первобытного человека - они охотно продали бы свое будущее право
первородства за настоящую чечевичную похлебку. Когда человек умеет
противопоставлять ближайшему интересу будущий, ставить себе цель и с
настойчивостью добиваться ее, то он уже осуществил большой прогресс.
Эта неспособность предвидеть отдаленные последствия своих поступков и
склонность не иметь иного путеводителя, кроме моментальных побуждений,
осуждают индивидуума, точно так же, как и расу, на то, чтобы постоянно
оставаться в очень низком состоянии. Только по мере того как народы научаются
владеть своими инстинктами, т.е. по мере того как они приобретают волю и,
следовательно, власть над собой, они начинают понимать важность порядка,
необходимость жертвовать собой для идеала и возвыситься до цивилизации.
Если бы нужно было оценить одним мерилом социальный уровень народов в истории,
то я охотно принял бы за масштаб степень способности владеть своими
инстинктами.
Основные из них: настойчивость, энергия, способность владеть собой -
способности, проистекающие из воли.
Влияние характера - самый могущественный фактор в жизни народов, между тем как
влияние ума в действительности очень слабо. Римляне времен упадка имели более
утонченный ум, чем ум их грубых предков, он они потеряли прежние качества
своего характера: настойчивость, энергию, непобедимое упорство, способность
жертвовать собой для идеала, ненарушимое уважение к законам, которые создали
величие их предков. Только благодаря характеру 60000 англичан держат под своей
властью 250 миллионов индусов, из которых многие по крайней мере равны им по
уму, а некоторые неизмеримо превосходят их эстетическим вкусом и глубиной
философских воззрений. Только благодаря характеру они стоят во главе гигантской
колониальной империи, какую когда-либо знала история. На характере, но не на
уме основываются общества, религии и империи. Характер дает народам возможность
чувствовать и действовать. Они никогда не выигрывали много от того что желали
слишком много рассуждать и слишком много мыслить.
Запас воли, каким может быть, исключая римлян, обладали очень немногие народы,
неукротимая энергия, очень большая инициатива, абсолютное самообладание,
чувство независимости, доведенное до крайней необщительности, могучая
активность, очень живучие религиозные чувства, очень стойкая нравственность и
очень ясное представление о долге.
Всегда бывало так, что когда высшие народы достигали апогея цивилизации,
они должны были уступать варварам, значительно ниже их стоящим по уму, но
обладающим известными качествами характера и воинственности, которые слишком
утонченными цивилизациями всегда уничтожались.
Итак, нужно прийти к тому печальному выводу, что те элементы цивилизации,
которые с философской точки зрения очень низки, с общественной точки зрения
являются самыми важными.
Народы гибнут по мере того, как портятся качества их характера.
Наиболее цивилизованные народы - те, руководящие идеи которых сумели держаться
на равном расстоянии от изменчивости и устойчивости. История устлана останками
тех, которые не были в состоянии сохранить этого равновесия.
В бизнесе, политике, религии - успех всегда принадлежит верующим, но никогда
скептикам.
Для всех прошедших цивилизаций механизм разложения был одинаков и притом до
такой степени, что остается только спросить себя, как это делал один поэт, не
состоит ли, в сущности, история, занимающая столько книг, всего из одной
страницы. После того как какой-нибудь народ достиг той ступени цивилизации
и могущества, когда он, уверенный в своей безопасности, начинает наслаждаться
благодеяниями мира и благосостояния, доставляемыми ему богатством, то его
военные доблести постепенно теряются, излишество цивилизации развивает в
нем давние потребности, растет эгоизм. Гоняясь только за лихорадочным
наслаждением быстро приобретенными благами, граждане предоставляют ведение
общественных дел государству и скоро теряют все качества, некогда создавшие
их величие. Тогда соседние варвары и полуварвары, имея очень малые
потребности и очень интенсивный идеал, совершают нашествие на слишком
цивилизованный народ, уничтожают его и на развалинах разрушенной цивилизации
образуют новую. Таким-то образом, несмотря на страшную военную организацию
римлян и персов, варвары уничтожили империю первых и арабы - империю вторых.
Рим потерял тот основной элемент, которого никакое умственное развитие не
может заменить: характер. "Нравы были испорчены, семья разлагалась, характеры
были изнежены".
Толпа становится народом, и этот народ уже может выйти из состояния варварства.
Однако он выйдет из него лишь тогда, когда после долгих усилий, постоянной
борьбы и бесчисленных начинаний приобретет идеал.
Достигнув известной степени могущества и сложности, цивилизация перестает расти
и осуждается на упадок. Скоро должен пробить для нее час старости. Наступление
его неизбежно отмечается ослаблением идеала, поддерживающего душу расы. По
мере того, как бледнеет идеал, начинают колебаться здания политических,
социальных и религиозных учреждений, опирающиеся на этот идеал.
По мере прогрессивного исчезания идеала раса все более и более теряет то, что
составляло ее силу, единство и связность. Индивид, однако, может развиваться
в смысле своей личности и ума, но в то же время коллективный эгоизм расы
заменяется чрезмерным развитием индивидуального эгоизма, сопровождающимся
ослаблением силы характера и уменьшением способности к действию. То, что
составляло прежде народ, известную единицу, общую массу, превращается в
простую агломерацию индивидов, без всякой связности, лишь временно и
искусственно удерживаемых вместе традициями и учреждениями.
С окончательной потерей идеала раса окончательно теряет свою душу, она
превращается в горсть изолированных индивидов и становится тем, чем была
в самом начале, - толпой. Тогда снова в ней появляются все характерные
изменчивые черты, свойственные толпе, не имеющие ни стойкости, ни будущего.
Цивилизация теряет свою прочность и оказывается во власти всех случайностей.
Властвует чернь, и выступают варвары.
Переходить от варварства к цивилизации, преследуя мечту, затем постепенно
слабеть и умирать, как только мечта эта будет потеряна, - вот в чем
заключается цикл жизни каждого народа.
Не презирай смерти, но будь расположен к ней, как к одному из явлений,
желаемых природой. Ведь разложение есть явление того же порядка, что
молодость, старость, рост, зрелость, прорезывание зубов, обрастание бородой,
седина, оплодотворение, беременность, роды и другие действия природы,
сопряженные с различными периодами жизни. Поэтому человек рассудительный
должен относиться к смерти без упорства, отвращения или кичливости, но
ждать все, как одного из действий природы.
Проживи свою жизнь достойно и расстанься с ней, так же легко, как падает с дерева
созревшая слива, с благодарностью, вырастившему ее дереву.